Персональный сайт -

Главная » 2019 » Март » 7 » Заседание Круглого стола комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы
07:20
Заседание Круглого стола комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы

5 марта в зале заседания Самарской Губернской Думы состоялся круглый стол на тему "О мерах социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами на территории Самарской области", под председательством депутата Самарской Губернской Думы М.Г. Сидухиной, участниками которого выступили депутаты, представители Министерства образования и науки Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, регионального отделения Фонда социального страхования РФ, ученые, руководители общественных организаций и реабилитационных центров, а также родители, в чьих семьях есть дети-инвалиды. На заседании были заслушены предложения по выделению в отдельную электронную очередь детей-инвалидов, имеющих право на санаторно-курортное лечение, по организации их перевозок, созданию безбарьерной среды при проведении летнего отдыха в лагерях и санаториях, современным подходам организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

По данным Всемирной организации здравоохранения примерно 10% населения Земли – люди с ограниченными возможностями здоровья. В России проживает 450 тысяч детей школьного возраста с различными особенностями развития. Несмотря на законодательное закрепление внедрения инклюзивного образования в нашей стране, пока не мало барьеров в его реализации. Такими барьерами являются не только неприспособленные тротуары, отсутствие подъемников и пандусов, главный барьер – социально-психологический. Смысл инклюзии не в том, чтобы «дотянуть» ребенка до нормы любой ценой, а в том, чтобы изменить внешнюю среду настолько, чтобы она не только принимала другого с его особенностями, но и создавала условия, в которых он смог полноценно жить и развиваться. Инклюзия – это умение видеть в любом ребенке его сильную сторону и опираться на нее, а не фиксировать слабую.

В этом процессе огромная роль отводится педагогу, который работает с ребенком на всех уровнях образования. Не случайно, еще в 2013 году Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию обозначил, что каждый педагог должен владеть методиками и технологиями работы с детьми с различными особенностями. Повышение доступности и улучшения качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ относится к числу приоритетов государства в сфере образовательной политики и социальной защиты. Этот вопрос регулируется Комиссией при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (Указ Президента от 21.08.2012 № 1201). Сегодня по истечению более десятилетнего периода после принятия закона о социальной защите инвалидов, все еще трудно осмыслить грандиозность его замысла. В России часть детей-инвалидов не входит в категорию детей с ОВЗ, тем самым, изначально закладывается риск нарушения прав детей-инвалидов на образование в специальных условиях. В субъектах Российской Федерации наблюдается существенное различие в численности детей, получающих специальное образование, что приводит к различному объему педагогических задач, разному финансированию, а также невозможности эффективно управлять системой специального образования.

За последние три года в России увеличилась численность детей с заболеваниями центральной нервной системы (более 30 тысяч человек), которые отправляются на обучение в обычные классы. Результатом такой тенденции является ситуация, когда у таких детей прерывается образовательный маршрут в 4 классе, после чего они продолжают обучение в коррекционной школе. По данным Центра специального образования в Самарской области в 8 из 13 округов, в которых функционируют коррекционные школы, обучается более 5-ти тысяч школьников с ограниченными возможностями здоровья, что составляет полтора процента от общего числа обучающихся в образовательных организациях региона. Однако, стоит отметить, что есть дети, имеющие заболевания ЦНС, которые отражаются на развитии функции их интеллекта, что не всегда приводит к ее коррекции. Поэтому, с такими детьми, в индивидуальном порядке должна проводится работа психолого-медико-педагогической комиссии по определению критериев и уровней их интеллектуальной зрелости, в результате которой дается соответствующее заключение о возможности или отсутствии таковой к обучению в образовательном учреждении.

В настоящее время в России происходит увеличение количества детей-инвалидов, переведенных на надомное обучение, это 17-18 тысяч за последние два года, поэтому дети с ОВЗ и умственно отсталые часто бросают обучение в школе. На надомном обучении в Самарской области находится более 5% об общего числа детей-инвалидов.

Нельзя не сказать о серьезных проблемах по кадровому обеспечению в образовательных учреждениях, обучающих детей с инвалидностью и ОВЗ. Многие педагоги психологически не готовы работать с инвалидами, у них отсутствуют знания и навыки безбарьерного общения с такими детьми. Например, в образовательных учреждениях для незрячих обучающихся существуют проблемы с подготовкой учителей естественно-математического цикла, многие из них не знают специальных обозначений по системе Брайля. Из состава детских садов выведены медицинские работники: медсестры-ортоптистки и врачи-офтальмологи, которые проводили необходимое лечение детей с нарушением зрения каждый день. Поэтому, необходимо рассмотреть вопрос о лицензировании офтальмологических кабинетов в ДОУ, а также обеспечить такого рода специалистами образовательные учреждения, как инклюзивные, так и коррекционные. Первым шагом в решении этой проблемы стало то, что Самарская область стала одним из 17 регионов страны, в которых к концу 2018 года была сформирована модель системы ранней помощи детям с (ОВЗ) и их семьям, но подготовка кадрового состава профессиональных организаций остается пока в стороне.

Мы часто сталкиваемся с проблемой, что обучающимся с ОВЗ требуется психолого-педагогическое сопровождение в процессе их обучения. Ошибочно полагать, что оно включает работу только одного сотрудника образовательного учреждения, например, тьютора или психолога. Согласно нормативно-правовых актов, таких как «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы»; «Доступная среда» 2016-2020»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» и ряд других), психолого-педагогическое сопровождение заключается в согласованной работе следующих специалистов: психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника (врача-педиатра и психиатра), учителя ЛФК, педагога и др. В организации эффективного обучения детей с ОВЗ этот момент также заслуживает соответствующего внимания со стороны органов исполнительной власти.

В условиях существующей в России обязательной формы организации учебного процесса классно-урочной системы, инклюзивная форма обучения продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения развития – I уровня специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие; органические поражения опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы; дети с хроническим заболеваниями; некоторые другие). Для этой категории детей разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Для учащихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями и отклонениями в развитии большей тяжести, требуется значительное увеличение сроков обучения, модификация содержания общеобразовательных предметов, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием, привлечение учителя-дефектолога соответствующего профиля (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и т.д.). Кроме этого наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение таких детей по адаптированной основной образовательной программе, которая разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) ФГОС образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

20 февраля текущего года в своем Послании Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «период размышления прошел, мы обязаны двигаться только вперёд, постоянно набирая темп этого движения. Нужно сейчас менять ситуацию к лучшему и потому работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной». Хочется верить, что подобные встречи будут являться результативными в области организации эффективной системы образования детей с ОВЗ.

Просмотров: 906 | Добавил: kolywanowalarisa | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar